Что обязательно должно быть в арсенале родителей ребёнка с кохлеарным имплантом.
Почему важно знать, как правильно играть с ребенком, у которого врожденная глухота?
Мы уже многократно говорили с вами о том, что игра – основа основ. Также помним, что игровая деятельность является ведущей, предшествует учебной и, как правило, актуальна в период реабилитации после кохлеарной имплантации ребенка с врожденной глухотой.
Практика показывает, что умение играть с ребенком – качество не врожденное, потому далеко не каждый педагог и уж тем более родитель может беспрепятственно играть с ребенком, развивая его. Поэтому искусству игры нужно учиться, ну а родителю знать хотя бы азы и иметь в арсенале бескомпромиссные игрушки, которые обязательно вовлекут даже матерого непоседу в реабилитацонный процесс.
Ошибочно мнение о том, что заниматься ребенок должен, сидя за столом и сложив красиво ручки как за партой. Даже, если мы говорим об игре. Это скорее применимо к учебной деятельности и более старшему возрасту.
В процессе игры комфортно должно быть и родителю и ребенку. Будет совсем непродуктивным маме насильно пойти начать играть с малышом просто потому, что она узнала, что игра это и есть занятие. Родитель имеет права не хотеть играть. Но! Обязан предоставить ребенку место, время и то, во что будет играть ребенок с учетом его предпочтений. Нет-нет, поймите правильно! Усадить ребенка в уголок, предоставив пирамидку и время для игры в нее, будет неверным. Следуйте за интересами, предоставьте то, что он желает. Так будет ему комфортно играть в то, что он хочет, а вам – устраниться в конкретный момент, когда вы играть не хотите. Не обманывайте ребенка, что вы устали на работе, будьте честны, что сейчас не хотите, но увлеките малыша желаемым досугом. Но ловите момент для желаемой совместной игры под настроение обоим участникам, так будет комфортно и продуктивно.
Уважайте мнение вашего партнера для игры. Если у вас появилось настроение, а у ребенка воинственный настрой – опять не договоритесь. Вы как саамы близкий человек чувствуете лучше всех своего малыша. Убедившись в расположенности друг ко другу – начинайте игру!
Во что играть?
Часто даже специалисты, приходящие на собеседование для получение должности в команде реабилитологов Центра «Тоша и Ко», где задачей стоит поиграть бесцельно с ребенком предлагают пресловутые пирамидки и доски-вкладыши малышу, который ими совсем не интересуется. Такие манипуляции, конечно же, обречены на провал. И неопытная мама тоже на полках магазинов будет выбирать для своего малыша то, что на ценнике будет значится, как развивающая игрушка. Родителям обязательно нужен инструктаж, так как приобрести дорогостоящую музыкальную игрушку, воспроизводящую на ломанном русском названия животных с сопровождающимся бесполезным шумом, будет совсем неполезным.
Важно прежде, чем играть понимать, в контакте с вами ли малыш. Инициирует ли он взаимодействие. Если ребенок «в поле», то играть с ним не представляется возможным. Помните, как важно уметь подключиться к ребенку? Вернитесь к статье о предречевых коммуникативных навыках, чтобы продолжать далее разговор об игре, если у вас нет однозначного ответа на последовавший вопрос. Если вы твердо положительно отвечаете, что находитесь в контакте с ребенком – двигаемся далее.
Как правильно выбрать игрушки для детей неслышащих.
Хотелось бы отметить, что при выборе игрушек для своих детей, родители ошибочно выбирают их по гендерному типу, например, для своего сына Вани папа приобрел пистолет, а он совсем не вызывает интереса. Сынуля явно предпочтение отдает детской коляске. Немужские игрушки ни о чем не говорят, и бояться предпочтений ребенка вовсе не стоит. Вам лишь надо ситуацию правильно обыграть: «Ну что, Ванюш, ты сегодня будешь папой Кати?» По-мужски же, верно? И можно дальше очень продуктивно продолжить манипуляции с коляской и куклой, преследуя главную родительскую цель - накопление словарного запаса.
Все, что вызывает бурю эмоций, безусловно, будет способствовать лучшему запоминанию. Поэтому не всегда игрушка должна быть игрушкой. Предоставив в свободное пользование шкафчик с кухонной утварью, вы приятно удивитесь, как надолго он пленит вашего ребенка! А вы, будучи в хорошем расположении духа, можете присоединиться к малышу и испечь самые настоящие блины или оладьи. Причем, преследуя всю ту же главную цель - накопление словаря, вы превзойдете сами себя по количественному показателю. Помимо кухни ежедневные бытовые ситуации порой бывают гораздо продуктивнее любых специализированных занятий: собрать урожай в собственном огороде, пойти за грибами или ягодами в лес, слепить снеговика, играть в снежки, в «ку-ку», в прятки и мн.др. Все это неизбежный шквал эмоций, который напрасно не проходит, а всегда сказывается положительно на вашем ребенке в реабилитационном процессе.
И все же не каждый родитель готов предоставить возможность разгромить кухню и считает, что играть надо с игрушками. Что же должно быть в арсенале у каждого родителя?!
Давайте попробуем сформировать беспроигрышную подборку игрушек именно для вашего малыша. Безусловно, зная, что ваш ребенок что-то очень любит или, наоборот, совсем не любит, (не) предлагайте ему это и (не) покупайте.
Хотелось бы остановить ваше внимание на очень важном моменте. Родители, увидев на занятии с педагогом, что ребенок чем-то очень увлекся, сразу интересуется у специалиста, где же приобрести такую же игрушку. Так лучше не делать. Ибо то, что вызывало интерес на занятии, появившись дома, очень скоро деткам надоедает и увлечь их становится все сложнее и сложнее. Мы с коллегами непрерывно пополняем арсенал наших пособий, потому что детский аппетит всегда растет, а нужно быть всегда оригинальным и уметь увлечь даже самого искушенного!
Теряясь в выборе игрушек, от изобилия которых ломятся полки в детских магазинах, постарайтесь быть беспристрастными. Купив все подряд можно и навредить.
Как правильно подобрать игрушки?
В первую очередь обзаведитесь аксессуарами, которые станут беспроигрышными посредниками в установлении контакта с ребенком: всевозможные уши, носы, очи и прочее – цветные, яркие и большие. То, что явно оставит ребенка неравнодушным и вызовет интерес. Тут кстати мамам явно поможет и яркая помада, скорее всего и так присутствующая в ее косметичке. Все это поможет пригласить на контакт, если он слаб или отсутствует .
Далее необходимо завести что-то, что явно сможет предотвратить слезы и надвигающуюся истерику. Часто в такой ситуации помогают игрушки-антистрессы, на которые ведутся практически все детки. Лизуны, пальцевые краски, давилки и нажималки, кинетический песок, тесто и глина – все это часто пленит малышей. Хотя исключения из правил есть всегда! Подумайте, что будет интересно именно вашему ребенку. Не давайте эти игрушки без дела, они все же должны оставаться в статусе «тяжелой артиллерии», чтобы беспроигрышно помогали в нужные моменты.
Какие игрушки выбрать?
Ну и перейдем к играм и игрушками, статус которых носит имя развивающих. Да, для каких-то деток действительно будут полезными пирамидки, доски-вкладыши и пр. Но чаще внимание детей безвозвратно привлекают бытовые игрушечные предметы: стиральные машины, утюги, пылесосы, продуктовые тележки, особенно с наполнением, все то, что не дают использовать взрослые, но то, что становится доступным в игре. Представляете, какой порядок в игрушечном доме можно вместе навести?
Так же увлекают деток предметы, которые совсем отсутствуют в реальности малыша или необычные действия с привычными. Ну, например, комкать бумагу и бросать ее в ведро с водой. Бурю эмоций вызовете, если вместо привычного складывания пирамидки, выполняя условную двигательную реакцию (УДР), вы начнете в момент появления звука предлагать ребенку кидать бумажный ком в ведро с жидкостью! А тут ведь и тратиться не надо. А, может быть, вы помните из своего детства, как мама предложила вам изобрести мыльные пузыри из подручных средств: шампуня, воды и соломинки для коктейля? Я помню до сих пор! Запомнит и ваш малыш, попробуйте.
Я не могу не сказать про электронные гаджеты: компьютеры, телефоны, планшеты и пр. Вряд ли кто-то поспорит, что они работают как успокоительное средство для многих деток. Да, бывает сложно обойтись, если ребенок к такому средству уже приучен. Важно понимать, что развивающей функции гаджеты не несут, но, если речь идет о том, как избежать асоциального поведения в неудобный момент, то почему нет!? Важно знать меру, не злоупотреблять, также научится переключать ребенка в нужный момент.
Можно иметь дома все, что продается на полках современных детских магазинов. Но, предлагая малышу все в кучу, выполнять развивающей функции вы вряд ли сможете. Важно следовать за настроением и интересами малыша, находиться в гармонии с ним, научиться подключаться и использовать в развивающих целях каждый момент вашей жизни.
На портале Vikids вы можете: