К чему быть готовым родителям первоклассников
Мы с нетерпением, как в детстве, ждем 1-го сентября. У многих из нас это будет дебют в роли родителей первоклассника: волнуемся, закупаемся, готовимся. Рисуем в голове картины, как все будет, вспоминаем себя в школе. Конечно, хочется верить, что все, что мы себе придумали и о чем мечтаем – сбудется. Но… Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. К чему быть готовым? Итак:
- Школа. Все, что вы видели до этого - была обложка, красивая картинка, которую показывали на «Днях открытых дверей», на сайтах и рекламных брошюрах. На деле охранники на входе могут оказаться не такими уж и приветливыми, уборщицы и гардеробщицы – ворчливыми и уставшими, классы, требующие косметического и не очень ремонта, а уборные – не самые чистые. Так что будьте готовы, и, если есть силы и желание, помогайте школе стать лучше – письма директору, вышестоящим инстанциям и ваше немолчание на общешкольных собраниях могут сделать свое дело. Ведь вашему ребенку учиться здесь не один год.
- Первая учительница. Наверное, вы ее выбирали по отзывам и своим требованиям: Сильная – «много дает знаний, хорошо нагружает», Строгая – «у такой не забалуешь» или Добрая – «как в детском саду». Скорее всего, у вас было представления о том, какая она. Это или картинки из детства, или же какой-то литературный или кинематографический образ. Совет: не идеализируем, спорные моменты решаем, ставя на первое место здравый смысл и интересы ребенка.
- Родительские чаты. О! Моя головная боль! Необходим ли он? Возможно. Живем в такое время, что все вопросы надо решать оперативнее и обсуждать коллективнее (демократия же).
Знаете этот прекрасный текст про «молчунов, активистов и пофигистов»? Это все про наш родительский чат тоже. Один в один. В первом классе наш чат не смолкал ни на минуту. Во втором оживал только к праздникам и походам на экскурсии.
Обсуждаем домашние задания, ищем потерянные учебники и тетради, договариваемся об уборках класса, скидываем фото с праздников. В принципе, ничего страшного, кроме периодических перепалок разъяренных родителей о целесообразности очередного сбора денежных средств и драках детей. Совет: уходите в «личку», решайте все личные вопросы там, не выносите сор сами знаете откуда... Вам и вашим детям, как минимум, 4 года быть вместе.
Напрягают ли чаты? Иногда, но можно же отключить уведомления и быть молчуном. Полезны ли? Да. Для родителей, которые не всегда могут присутствовать на собраниях, да и не только для них.
- Притирка в классе. Будьте готовы, что дети разные, семьи, устои, воспитания тоже. Дети выходят из привычного сложившегося коллектива – детского сада и попадают практически во взрослую жизнь и новую компанию, где надо прочувствовать границы друг друга, познакомиться (иногда очень необычным способом), выделить лидеров – без этого никуда. В общем, обычные законы коллектива (читай «стаи»), тем более, детского коллектива. Почти весь первый класс наши дети дрались… Ко второму разбились на компании и дружат, не разлей вода.
- Родительский комитет. Есть возможность не вступать в родительский комитет – не вступайте туда, если не чувствуете призвания. Есть такие люди, которые рождаются членами родительского комитета. Наверное, в школе они были старостами, в институте – председателями студенческого совета, с кучей нерастраченной энергии, которую, в данном случае, они направляют в мирное русло. У нас в родительском комитете только многодетные, работающие мамы, те самые, которые рассвет встречают в 10-минутной планке. Робею перед ними. И преклоняюсь. Сколько ж энергии? Можно по-разному относиться к таким людям – они могут веселить, раздражать и удивлять, но, если вы не готовы сами браться за это нелегкое дело, то не мешайте людям делать его. А это действительно работа: договориться с 30-ю взрослыми людьми о том, что дарить учительнице, организовывать экскурсии, утренники, уборки класса и прочее. Найти исполнителей, уговорить пап перенести парты с этажа на этаж и повесить очередные шторы. И, главное, отчитаться за проделанную работу! В общем: не можете помочь – не мешайте!
- Родительские собрания. Наши родительские собрания поначалу напоминали наш 1-й класс – мы знакомились, шушукались и качались на стульях, смеялись, ругались и объединялись в стайки. Все, как у школьников – прогуливаем, списываем, сплетничаем. Явка, по-прежнему, низкая. Ничего нового не рассказывают.
- Разборки с другими родителями. Были, будут, и их не избежать. «Ваш Гоша запер моего Васю в туалете», «Игорь ударил Машу», «А Маша стукнула Игоря портфелем». «Матвей покусал Вику» (фото прилагается).
Что делать? Выслушивать своего ребенка, жалеть, обсуждать, вникать в ситуацию. Обидели – посочувствуйте и обнимите. Обидел – объясняйте, разбирайтесь.
Выслушивать другую сторону (родителей). Спокойно, не переходя на повышенные тона и личности. Договариваться и понимать чужую родительскую боль.
И посмотрите фильм «Резня» Романа Полански. Прекрасная иллюстрация того, как небольшая детская ссора провоцирует крупную родительскую.
Еще раз: все решаем, разговариваем. Мы взрослые интеллигентные люди.
- Недетские нагрузки. 1 и 2 сентября мой первоклассник приходил домой после 3-х уроков и просто засыпал. Весь сентябрь давался нелегко – новые знания, эмоции и знакомства, и поэтому ни о каких кружках не было и речи. Не планируйте никакие дополнительные занятия на начало учебного года. Дайте ребенку время, чтобы привыкнуть к нагрузкам, новому расписанию и ритму жизни, в котором теперь стало чуть меньше игр и чуть больше ответственности.
Современная школа ничуть ни лучше и ни хуже школы из нашего детства. Такие же дети, такие же учителя. Те же проблемы.
Чего стало больше? Вовлеченности родителей в детские дела (взять тот же Электронный дневник). Больше родителей, которые готовы защищать своего ребенка в спорных ситуациях.
Больше охраны, контроля: видеокамеры по всей школе, пропускная система на входе. На мой взгляд, это неуклюжая попытка защитить детей от внешних угроз. Попытка – не пытка. Уж лучше так…
Больше механизмов у родителей для решения конфликтных ситуаций со школой. Это и Управления Образования и «Активный гражданин» в Москве и «Добродел» в Московской области, где вы можете пожаловаться на проблему, внести предложения и дождаться ответа от вышестоящих инстанций.
Больше отчетов, бумажной работы у учителя. Дополнительные нагрузки (даже на учителя начальной школы) при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Меньше личного пространства у учителя. Учитель стал доступнее. На мой взгляд, это плохо. Когда учитель должен объяснять озадаченным родителям: на какой половине листа рисовать домик с красной крышей, причем совсем в нерабочее время, это отнимает много времени и сил, отвлекает от главного – прививать любовь к знаниям и чистописанию.
У родителей все больше требований, ожиданий. У детей страхов и напряжений.
Совет: Успокоиться самим и передать свое спокойствие ребенку.
«А розы? А розы вырастут сами!» (из к/ф «Золушка»).
Хорошего учебного года!
На портале Vikids вы можете:
Стать блогером на платформе Vikids.
Писать статьи на интересующие Вас темы: Напишите нам на ezapol@vikids.ru
Зарегистрировать на Vikids любые товары и услуги, которые вы предоставляете абсолютно бесплатно: ezapol@vikids.ru