Регистрация

К чему быть готовым родителям первоклассников

Мы с нетерпением, как в детстве, ждем 1-го сентября. У многих из нас это будет дебют в роли родителей первоклассника: волнуемся, закупаемся, готовимся. Рисуем в голове картины, как все будет, вспоминаем себя в школе. Конечно, хочется верить, что все, что мы себе придумали и о чем мечтаем – сбудется. Но… Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. К чему быть готовым? Итак:

  1. Школа. Все, что вы видели до этого - была обложка, красивая картинка, которую показывали на «Днях открытых дверей», на сайтах и рекламных брошюрах. На деле охранники на входе могут оказаться не такими уж и приветливыми, уборщицы и гардеробщицы – ворчливыми и уставшими, классы, требующие косметического и не очень ремонта, а уборные – не самые чистые. Так что будьте готовы, и,  если есть силы и желание, помогайте школе стать лучше – письма директору, вышестоящим инстанциям и ваше немолчание на общешкольных собраниях могут сделать свое дело. Ведь вашему ребенку учиться здесь не один год.
  2. Первая учительница. Наверное, вы ее выбирали  по отзывам и своим требованиям: Сильная – «много дает знаний, хорошо нагружает», Строгая – «у такой не забалуешь» или Добрая – «как в детском саду». Скорее всего, у вас было представления о том, какая она. Это или картинки из детства, или же какой-то литературный или кинематографический образ. Совет: не идеализируем, спорные моменты решаем, ставя на первое место здравый смысл и интересы ребенка.
  3. Родительские чаты. О! Моя головная боль! Необходим ли он? Возможно. Живем в такое время, что все вопросы надо решать оперативнее и обсуждать коллективнее (демократия же).

Знаете этот прекрасный текст про «молчунов, активистов и пофигистов»? Это все про наш родительский чат тоже. Один в один. В первом классе наш чат не смолкал ни на минуту. Во втором оживал только к праздникам и походам на экскурсии.

Обсуждаем домашние задания, ищем потерянные учебники и тетради, договариваемся об уборках класса, скидываем фото с праздников. В принципе, ничего страшного, кроме периодических перепалок разъяренных родителей о целесообразности очередного сбора денежных средств и драках детей. Совет: уходите в «личку», решайте все личные вопросы там, не выносите сор сами знаете откуда... Вам и вашим детям, как минимум, 4 года быть вместе.

Напрягают ли чаты? Иногда, но можно же отключить уведомления и быть молчуном. Полезны ли? Да. Для родителей, которые не всегда могут присутствовать на собраниях, да и не только для них.

  1. Притирка в классе. Будьте готовы, что дети разные, семьи, устои, воспитания тоже. Дети выходят из привычного сложившегося коллектива – детского сада и попадают практически во взрослую жизнь и новую компанию, где надо прочувствовать границы друг друга, познакомиться (иногда очень необычным способом), выделить лидеров – без этого никуда. В общем, обычные законы коллектива (читай «стаи»), тем более, детского коллектива. Почти весь первый класс наши дети дрались… Ко второму разбились на компании и дружат, не разлей вода.
  2. Родительский комитет. Есть возможность не вступать в родительский комитет – не вступайте туда, если не чувствуете призвания. Есть такие люди, которые рождаются членами родительского комитета. Наверное, в школе они были старостами, в институте – председателями студенческого совета, с кучей нерастраченной энергии, которую, в данном случае, они направляют в мирное русло. У нас в родительском комитете только многодетные, работающие мамы, те самые, которые рассвет встречают в 10-минутной планке. Робею перед ними. И преклоняюсь. Сколько ж энергии? Можно по-разному относиться к таким людям – они могут веселить, раздражать и удивлять, но, если вы не готовы сами браться за это нелегкое дело, то не мешайте людям делать его. А это действительно работа: договориться с 30-ю взрослыми людьми о том, что дарить учительнице, организовывать экскурсии, утренники, уборки класса и прочее. Найти исполнителей, уговорить пап перенести парты с этажа на этаж и повесить очередные шторы. И, главное, отчитаться за проделанную работу! В общем: не можете помочь – не мешайте!
  3. Родительские собрания. Наши родительские собрания поначалу напоминали наш 1-й класс – мы знакомились, шушукались и качались на стульях, смеялись, ругались и объединялись в стайки. Все, как у школьников – прогуливаем, списываем, сплетничаем. Явка, по-прежнему, низкая. Ничего нового не рассказывают.
  4. Разборки с другими родителями. Были, будут, и их не избежать. «Ваш Гоша запер моего Васю в туалете», «Игорь ударил Машу», «А Маша стукнула Игоря портфелем». «Матвей покусал Вику» (фото прилагается).

Что делать? Выслушивать своего ребенка, жалеть, обсуждать, вникать в ситуацию. Обидели – посочувствуйте и обнимите. Обидел – объясняйте, разбирайтесь.

Выслушивать другую сторону (родителей). Спокойно, не переходя на повышенные тона и личности. Договариваться и понимать чужую родительскую боль.

И посмотрите фильм «Резня» Романа Полански. Прекрасная иллюстрация того, как небольшая детская ссора провоцирует крупную родительскую.

Еще раз: все решаем, разговариваем. Мы взрослые интеллигентные люди.

  1. Недетские нагрузки. 1 и 2 сентября мой первоклассник приходил домой после 3-х уроков и просто засыпал. Весь сентябрь давался нелегко – новые знания, эмоции и знакомства, и поэтому ни о каких кружках не было и речи. Не планируйте никакие дополнительные занятия на начало учебного года. Дайте ребенку время, чтобы привыкнуть к нагрузкам, новому расписанию и ритму жизни, в котором теперь стало чуть меньше игр и чуть больше ответственности.

 

Современная школа ничуть ни лучше и ни хуже школы из нашего детства. Такие же дети, такие же учителя. Те же проблемы.

Чего стало больше? Вовлеченности родителей в детские дела (взять тот же Электронный дневник). Больше родителей, которые готовы защищать своего ребенка в спорных ситуациях.

Больше охраны, контроля: видеокамеры по всей школе, пропускная система на входе. На мой взгляд, это неуклюжая попытка защитить детей от внешних угроз. Попытка – не пытка. Уж лучше так…

Больше механизмов у родителей для решения конфликтных ситуаций со школой. Это и Управления Образования и «Активный гражданин» в Москве и «Добродел» в Московской области, где вы можете пожаловаться на проблему, внести предложения и дождаться ответа от вышестоящих инстанций.

Больше отчетов, бумажной работы у учителя. Дополнительные нагрузки (даже на учителя начальной школы) при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Меньше личного пространства у учителя. Учитель стал доступнее. На мой взгляд, это плохо. Когда учитель должен объяснять озадаченным родителям: на какой половине листа рисовать домик с красной крышей, причем совсем в нерабочее время, это отнимает  много времени и сил, отвлекает от главного – прививать любовь к знаниям и чистописанию.

У родителей все больше требований, ожиданий. У детей страхов и напряжений.

 

Совет: Успокоиться самим и передать свое спокойствие ребенку.

 

 «А розы? А розы вырастут сами!» (из к/ф «Золушка»).

Хорошего учебного года!

На портале Vikids вы можете:

Стать блогером на платформе Vikids.

Писать статьи на интересующие Вас темы: Напишите нам на ezapol@vikids.ru

Зарегистрировать на Vikids любые товары и услуги, которые вы предоставляете абсолютно бесплатно: ezapol@vikids.ru

Ох, про родительские чаты это Вы верно написали! Какой там иногда происходит кошмар! Даже не вериться, что по сути незнакомые люди могут так писать! Но больше всего мне понравился Ваш последний совет! ))) Спокойные родители - спокойные дети!!!! Полностью согласна с Вами
Катрин Т У нас до того переругались, что одна самоудалилась! ничего - 2-й год прекрасно без чата живет)
Хорошо когда родители прежде всего думают о спокойствие детей. У нас в школьных чатах тааак все поругались, что из школы начали уходить. Я вообще в них не участвую!!!! Прямо бесят!!!