Регистрация

Как научить ребенка правильно писать без ошибок? Что такое дисграфия у ребенка?

По статистике, 7/10 детей, которые еще не пошли в школу, делают грубые ошибки при написании. Чтобы исправить эту проблему, родители заставляют малыша заниматься больше. Они дают ему учебники и говорят учить правила наизусть, а также постоянно практиковаться. Но, как ни странно, результат ухудшается. И малыш начинает ошибаться чаще и больше. Отношение дитя к русскому языку становится негативным. Ему надоедает постоянно учиться, и он больше не хочет этого делать.

В прошлом детей с такими проблемами считали глупыми, и говорили, что обучить их невозможно. Все, что делали учителя – опускали руки, кое-как ставили тройки, и иногда не давали перевестись в следующий класс, оставляя на 2-й год.

Но после 2010 года к малышам, совершающим ошибки при написании, начали относиться иначе. Выяснилось, что они имеют так называемый диагноз «дисграфия». Статистика говорит, что на территории Российской Федерации около 30% детей в младших классах имеют эту проблему. Она заключается в следующем: малыш может досконально знать каждое правило (из той программы, которую сейчас проходит), но, при этом, ошибаться при написании отдельных слов.

Мы расскажем, как побороть эту проблему, и научить вашего ребенка писать правильно.

Как научить ребенка писать правильно, без ошибок?

Процесс написания букв и слов – это механическое действие. Оно совершается нашим мозгом за долю секунды. И работает так.

Для начала, мозгу нужно понять, как выделять конкретный звук из слова. Потом ему нужно определить, какая буква соответствует вычлененному звуку. После этого, мозг должен попытаться понять, какой внешний вид имеет выбранная им буква. И определить, куда ее нужно вставить в слове. Через долю секунды мозг «говорит» нашей руке писать букву. Правильно размещая ее в слове.

Но на этапе написания задача усложняется. К процессу «вспоминания» буквы и ее внешнего вида присоединяется определение правила, которое нужно применить в конкретной ситуации. Из-за это у ребенка и возникают ошибки при написании. Ему бывает сложно вспомнить сразу две вещи.

При письме задействуются все части мозга. И работают они сообща, последовательно. Если какой-то элемент мозга неправильно выполнит свою функцию, то получится ошибка. Поэтому, в первую очередь, вам нужно обучать мозг ребенка. И чтобы процесс прошел успешно, вам необходимо подготовить дитя к письму.

Как понять, что у малыша дисграфия?

Этот вопрос довольно сложный. Потому, что у плохого правописания может быть две причины – либо дисграфия, либо банальное незнание правил.

Определить у ребенка наличие недуга можно по следующим ошибкам:

  1. Проблемы с ударными слогами. Вместо «слАдость» он пишет «слОдость». Хоть и при произношении это звучит абсолютно неестественно и неправильно.
  2. Ребенок пропускает буквы. Но этот тип ошибки не всегда указывает на наличие дисграфии. При быстром письме даже взрослые иногда пропускают буквы. И в этом нет ничего страшного. Если у вашего ребенка только эта проблема, то вряд ли у него дисграфия. Рекомендуем посмотреть на наличие других ошибок. Только они в комплексе помогут вам определить, в чем причина неправильного написания.
  3. Малыш забывает дописывать окончания слов. Вместо «кран» он пишет «кра…». Но ситуация с этим типом ошибок такая же, как и с предыдущим. Вся причина может быть в обычной невнимательности ребенка.
  4. Ребенок неправильно ставит слоги. Вместо «квадрат» он пишет «кадрват».
  5. Дублирование букв внутри слова. Например, вместо «ананас» он пишет «ананан». Если это единичный случай в тексте, то, возможно, причина в спешке при написании. Но если подобное происходит в практически каждом предложении, то у ребенка дисграфия.
  6. Малыш «зеркалит» некоторые буквы, и пишет их неправильно. Например, он переворачивает буквы «э» и «з» в другую сторону. И «зеркалит» циферки 5, 4. Это явление еще называют зеркальным письмом.
  7. Малыш забывает писать буквы, которые он видит реже, чем остальные. Например, мягкий и твердый знак. А также букву «э».
  8. Дите пишет неаккуратно. У него постоянно получается грязь, он делает помарки, черкает. Это говорит о том, что цепочка, о которой мы вам рассказывали вначале, работает неправильно. А малыш понимает, что совершил ошибку, и пытается исправить свое положение.
  9. Малыш не видит полей тетрадки, и заходит за них, когда пишет.
  10. Когда дите пишет предложение, то к концу оно начинает уводить руку в сторону. Из-за чего съезжает на строчку, находящуюся снизу или сверху.
  11. Не видит, когда начинается и заканчивается предложение. Чадо не разделяет его точками. Не пишет новое предложение с большой буквы.
  12. У ребенка наблюдаются проблемы с переносом слов. Хоть он и хорошо знает правила.
  13. Малыш забывает отделять слова друг от друга.

Что делать, если у вашего ребенка дисграфия?

Доктора придумали ряд упражнений, которые помогут вам справиться с дисграфией. Попробуйте их с ребенком. Они могут действительно помочь.

Проблема с пропуском букв. Решение – «Волшебный диктант»

Вам нужно взять либо целое предложение, либо четыре слова из него. И прочитать ребенку.

Скажите малышу, чтобы он стучал, когда слышит различные слоги (па-па мы-л под-дон). С помощью этого он сможет почувствовать ритмику повествования. И использовать ее дальше.

После того, как ребенок прочувствует ритм, он должен записать его на бумаге. Каждая черточка – это слог. И выглядеть ритм предложения должен, как пунктирная линия.

Далее, ребенок должен будет посчитать количество букв в каждом слове. И занести эти данные на пунктирную линию. Где одна точка будет равна одной букве. Так ребенок сможет натренировать свое восприятие. И уже начнет видеть, что где-то пропустил букву.

Проблема с окончаниями. Ребенок забывает писать их. Решение – «Образ слова»

Вам нужно назвать определенное слово. А затем малыш должен придумать слово на предпоследнюю букву того, что было сказано вами. Например, вы говорите «ананАс». А ребенок должен сказать, допустим, «Анапа».

Или предложите дитю сказать что-нибудь на букву, расположенную третьей с конца. «жиЗнь» - «Звонок».

Либо вы можете взять для этого упражнения простые слова. К примеру, в слове «орАнжевый» вы можете попросить ребенка придумать слово на третью букву слева. «Абажур».

Так ребенок сможет «почувствовать» наличие всех букв в слове. И поймет, что забывать их нельзя.

Проблема с написанием слов из словаря. Решение – «Веселый мультфильм»

Вам нужно попросить дитя придумать в голове собственный мультик. Он должен использовать в нем те объекты и предметы, которые вы ему назовете. И все они должны быть расположены в том порядке, в котором вы их называете.

Когда малыш закроет глазки, вам нужно будет начать проговаривать тяжелые для ребенка слова. Например, «пенОпласт», «соЛнце», «кОрзинка». Малыш должен задействовать все эти элементы в своем рассказе. После этого, он должен рассказать вам то, что получилось. И ваша задача – сразу оценить рассказанное малышом.

Далее, вам нужно дать ребенку лист бумаги, ручку, и попросить, чтобы он написал все названные слова. После этого, скажите ребенку, чтобы проверил себя сам. Напишите на отдельном листе то, как должны писаться эти слова на самом деле, и отдайте его ребенку. Пусть попытается сверить работы, найти ошибки, и исправить их.

Если ребенок допустил ошибку, то нужно нарисовать проблемное слово. При этом, особое внимание нужно уделить неправильному моменту, нарисовав его яркими красками. Давайте разберем на примере.

Предположим, ребенок ошибся в слове солнце, и написал «сонце». Вам нужно нарисовать солнышко, и, к примеру, внутри него нарисовать черным маркером букву «Л». Так малыш запомнит, в чем особенность того или иного слова.

Такие же манипуляции нужно проделывать с каждым неправильно написанным в ходе этого упражнения словом. С помощью этого вы поможете ребенку справиться с проблемой.

Вывод

Дисграфия – это проблема, но справиться с ней можно. Если вы вдруг обнаружите, что ребенок допускает ошибки при письме, расстраиваться не нужно. У вашего малыша может быть не дисграфия, а банальное незнание правил русского языка. Поэтому заранее переживать мы вам не советуем. Сначала убедитесь в навыках ребенка.

 

На портале Vikids вы можете:

Найти/Купить Книгу или зарегистрировать свою.

Дислекция, а в последствие и дисграфия - это в большей степени логопедическая проблема. При письме идет внутреннее проговаривание, а если ребенок неправильно говорит, то он также и пишет. Консультация логопеда нужна в 4-5 лет, и в случае проблемы ребенок занимается с логопедом от полгода до 2х лет. Вопрос о дисграфии ставится уже во 2 м классе, и в этом случае с ребенком занимается школьный логопед /если он в этой школе есть/.