Регистрация

Как помочь подростку понять, чего он хочет от жизни? Рекомендации родителям

К концу одиннадцатого класса многие подростки пребывают в растерянности. Они не знают, что делать дальше. Даже не в плане учебы. А вообще, чем заниматься в жизни.

Мы расскажем о том, как помочь подростку понять, чего он хочет добиться до старости. И как научить его определять, чего он хочет получить от жизни.

О том, чего подросток хочет на самом деле

Когда подросток хочет чего-то добиться в жизни, то это довольно глубоко сидит у него внутри. Осознание того, что у него есть определенная глобальная цель, окрыляет. Вызывает положительные эмоции. И делает так, что тинейджеру хочется действовать для достижения своей цели каждый день.

Не нужно навязывать подростку свои мечты. Возможно, для вас важным в жизни является иметь высокий доход. А для подростка глобальная цель может быть абсолютно другой. И, если она не совпадает с вашей, то это абсолютно нормально. К примеру, вы можете хотеть того, чтобы подросток стремился к богатству. А ему будет достаточно иметь средний доход. И, при этом, крепкую семью.

Помогите подростку найти цель жизни, от которой у него будут идти мурашки по коже

В обязательном порядке помогите подростку найти цели в своей жизни. Пригласите его в ресторан. Закажите чашечку кофе или чая. И поговорите с ним о том, чего он хочет достичь в жизни.

Скорее всего, у тинейджера уже есть представление о том, в какую сторону двигаться. И что делать дальше. Например, он может описать цель своей жизни следующим образом:

  1. Поступить в университет. Отучиться там шесть лет на очном отделении. Устроиться на работу и начать жить самостоятельно. А в старости поддерживать родителей.
  2. Поступить в университет на заочное отделение. Параллельно с этим, работать. И развиваться по выбранной профессии.
  3. Поступить в университет. Найти девушку. Завести с ней детей. И посвятить все свое время семье.

Цели в жизни у подростка могут быть абсолютно разными. Ваша задача - принять их. И поддержать тинейджера.

Если глобальной цели в жизни у подростка пока нет, то предложите ему варианты того, какой она может быть. Скажите тинейджеру, что он, например, может начать прекрасно себя чувствовать, если откроет бизнес и заработает много денег. Или если ударится в благотворительность. Откроет приют для собак. И будет заниматься благим делом.

Для каждого цель в жизни может быть разной. Для кого-то это деньги и карьера. А для кого-то - иметь счастливую семью и много детей. 

Главное, чтобы ребенок загорался от мысли о своей цели жизни. Чтобы это служило его внутренней мотивацией. А также многим другим.

Помогите подростку определиться со своими ценностями

Чтобы понять, чего хочется от жизни, тинейджер должен проанализировать себя. Осознать то, какими ценностями он обладает. И что для него по-настоящему важно. Хобби, увлечения, семья или что-то еще.

Задача подростка на этом этапе - выяснить, какими ценностями он обладает. Это поможет ему лучше разобраться в своей личности. И сделает так, что каждая сторона его жизни станет лучше. И намного благополучнее.

Определиться со своими ценностями подростку предстоит следующим образом.

Подростку нужно расписать те ценности, которые для него важны

Скажите подростку, что список ценностей он составляет исключительно для себя. Он не должен его вам показывать. И объяснять, почему он поставил определенную ценность ниже, чем другую.

Скажите тинейджеру, что список может состоять из абсолютно разных ценностей. Важно, чтобы их было не более десяти. Поскольку с большим количеством ценностей будет сложнее работать.

Список может выглядеть следующим образом:

  1. Семья.
  2. Карьера.
  3. Развлечения.
  4. Отдых дома.
  5. Написание различных заметок/занятие творчеством.

Так тинейджер может вписывать абсолютно разные свои увлечения. Их должно быть десять. 

Очень важно, чтобы у подростка была возможность делать отметки справа от своих увлечений. Там он будет ставить цифры. Которые будут сигнализировать о приоритете определенного увлечения.

Подростку нужно сравнить каждый из пунктов

На следующем этапе, после того, как список составлен, тинейджеру нужно поступать следующим образом. Он в обязательном порядке должен будет формировать пары из нескольких увлечений. Например, Семья-Отдых дома. А затем сравнивать их. Попутно проставляя отметки напротив них.

К примеру, если в этой паре тинейджеру семья важнее, чем просто полежать и отдохнуть, то напротив нее он должен поставить цифру "1". Что означает один балл. А напротив "Отдыха дома" - 0. 

Тинейджер должен проставлять баллы для каждого своего увлечения. Сравнивая их друг с другом. Важно, чтобы он не корил себя. В случае, если, например, окажется, что семья получит 0 баллов. И что отдых дома для него важнее. Это не так. Просто отдых для него имеет больший приоритет, чем общение с родственниками в конкретный период дня.

Подростку нужно посчитать, сколько баллов в итоге имеет каждая ценность

После того, как тинейджер сравнит каждую ценность, он должен занести данные в таблицу. А затем сложить их. И понять, какие ценности являются более приоритетными. А какие отходят на второй план.

Высчитывать приоритет нужно следующим образом. Предположим, в рамках сравнения пункт "Семья" заработал 9 баллов. А "Отдых дома" - 7 баллов. Соответственно, семья для тинейджера важнее. И он должен уделять ей внимание. Чтобы наслаждаться жизнью.

Помогите подростку определиться с главными ценностями

Помогите тинейджеру понять, какие его ценности являются наиболее приоритетными из всех остальных. Определить это можно по наибольшему количеству баллов. Например, у тинейджера могут получиться наиболее приоритетными следующие ценности:

  1. Семья.
  2. Карьера.
  3. Хобби. 

В этом случае тинейджер сможет понять свои приоритеты в жизни. И начать развиваться в направлении их достижения.

Например, найдет себе девушку. Заведет с ней серьезные отношения. Параллельно с этим будет учиться. На старших курсах переведется на заочное отделение. И будет зарабатывать деньги, параллельно получая знания.

Правильно расставив приоритеты в жизни, подросток начнет грамотно распоряжаться своим временем. А также жизнью. Следовательно, он будет получать удовольствие от тех действий, которые проделывает. 

Чем полезно упражнение на определение приоритета ценностей?

Упражнение на определение приоритета ценностей - очень важно. По той причине, что с помощью него подросток может осознать себя. И понять, что для него действительно важно в жизни. А что, возможно, было навязано окружающими или родителями. И не приносит ему никакого удовольствия.

Если тинейджер сможет понять себя, то перед ним откроются безграничные возможности. Он больше не будет сомневаться в завтрашнем дне. И будет знать, что делать дальше.

Подготовьте подростка к тому, что, для достижения глобальной цели в своей жизни, ему придется упорно трудиться

Скажите тинейджеру, что его глобальная цель жизни может быть непонятна окружающим. К примеру, если он выберет не заводить семью, а все свободное время уделит карьере, это, безусловно, вызовет негативный отклик у общества. Однако, подросток не должен на это обижаться. Бояться общественного порицания. Сходить с первоначального пути.

Подросток должен понимать себя и свои мысли. Знать, чего хочет добиться от своей жизни. И двигаться в выбранном направлении. Вне зависимости от того, что скажут окружающие. 

Подготовьте подростка к тому, что в дальнейшем ему предстоит выходить из зоны комфорта. Ему наверняка будет страшно кардинально менять свою жизнь и двигаться в направлении глобальной цели. Однако, страх не должен снижать его энтузиазм. А также провоцировать на то, чтобы сойти с пути. 

Страх должен стать лучшим друга подростка. Он должен понимать, что если боится сделать какое-то важное действие, то все делает правильно. Значит, это решение выведет его из зоны комфорта. И сделает так, что тинейджер достигнет результата. 

Подросток должен получать удовольствие от дела своей жизни

Также, объясните подростку, что он в обязательном порядке должен наслаждаться делом своей жизни. Если, например, он начал заниматься благотворительностью и создал приют для собак, то это должно доставлять ему радость и максимальное удовольствие. Если подросток будет наслаждаться своей работой, то проживет счастливую жизнь.